Теория риторики - Теория ораторского искусства Аристотеля

Риторическое учение Аристотеля Современник Демосфена Аристотель Стагирит подвел итог развитию классического греческого красноречия в трактате"Об искусстве риторики", или"Риторика", написанном около г. В отличие от предшествующих софистических руководств, к примеру, техне Корака и Тисия, построенных по принципу хрестоматий, где лучшие образцы риторического искусства предназначались для заучивания неофитами, Аристотель создал стройное теоретическое учение о принципах достижения прекрасного в области словесного творчества. При этом там, где надо было показать, как именно, должно выглядеть художественное произведение, они решали вопрос эмпирически, то есть сочиняли что-либо и говорили читателю: С подобной инструктивной целью составлен, например,"Бусирис" Исократа. Аристотель поднялся на голову выше своих предшественников; он не только учел и обобщил сделанные ими наблюдения, но и предложил формулу сущности поэтического жанра и свод требований, которым должны удовлетворять разные аспекты поэтического произведения". Оба трактата Аристотеля"Поэтика" и"Риторика" составляли целостное учение об идеальной норме словесного выражения только в"Поэтике" Аристотель больше внимания уделял поэтическим,"художественным" жанрам -- эпосу и трагедии, а в"Риторике" обратился непосредственно к теории аттической прозы -- опыту ораторского искусства, накопленного в течение полутора столетий практикой греческой риторики. В противовес своему учителю Платону, который возмущался ловкостью ораторов, умевших убеждать в чем угодно без подлинного знания сути, Аристотель настаивал на естественной убедительности истины, а в ораторском искусстве видел способ сделать эту истину наиболее очевидной большинству людей: Риторика полезна, потому что истина и справедливость по своей природе сильнее своих противоположностей, а если решения постановляются не должным образом, то истина и справедливость необходимо побеждаются своими противоположностями, что достойно порицания. В послеплатоновское время"ложность" досократовской риторики -- общее место, и Аристотель лишь мельком упомянет о"коварстве софистики".

Рецензии и отзывы на книгу"Риторика" Аристотель

Список использованной литературы Краткая история доаристотелевской риторики. Ораторское искусство Греции века. Начало культивирования устного слова было положено софистами, которые, будучи сами выдающимися мастерами красноречия, обучали и других этому искусству. Они основали школы, где за плату каждый желающий мог узнать правила построения речи, надлежащей манеры ее произнесения, эффектной подачи материала. В Афинах, центре культурной жизни Эллады, все видные политические деятели были превосходными ораторами.

Свободно владел словом Перикл; его речи, целенаправленные и убежденные, с точными и образными сравнениями производили на слушателей огромное впечатление.

Однако, по мнению Аристотеля, для риторики важны далеко не все ораторов считают неконтролируемый страх проблемой номер один. .. рассуждать человек, пригласивши в надежде на то, что вы не откажетесь от.

Платон об искусстве красноречия Философско-эстетическое учение древнегреческого мыслителя Сократа гг. Сократ учил устно - для педагогического и риторического образования чрезвычайно интересен метод получения знания через вопросно-ответный диалог, ставящий учеников подчас в тупик, но затем приводящий к правильным выводам. То же самое касается и того, что в самом деле хорошо и прекрасно, - достаточно знать, что таким представляется.

Именно так можно убедить, а не с помощью истины с. Он выступает против софисткой риторики, поскольку считает, что в основе ораторского искусства лежит знание человеческой души, т. По Платону, оратор должен постичь истину того, о чем собирается говорить. На первый план он выдвигает эмоциональную убедительность речи воздействие на душу и тезис о том, что деятельность оратора - творчество.

Достижения греческого ораторского искусства были обобщены, теоретически обоснованы и возведены в правила энциклопедистом античности Аристотелем гг. Теория ораторского искусства Аристотеля Сочинения Аристотеля охватывают весь спектр наук и искусств, существовавших в то время. Она состоит из трех книг: В качестве обязательных структурных частей речи Аристотель называет предисловие, обвинение и способы его опровержения, рассказ - изложение фактов, доказательства, заключение.

Свои рассуждения он подтверждает ссылками на классических ораторов, гомеровский эпос, на трагиков.

Аристотель и его риторика

Согласно Аристотелю, прекрасное есть благо. И оно приятно потому, что оно - благо. Что же такое благо? Это - осуществление реализация - С. Деятельность разума связана с удовольствием, переходящим в пределе в блаженство.

Во времена, когда заглушали голоса женщин и уничтожали их надежды, она выжила как нация превозмогает страх благодаря Новому курсу, новым рабочим местам, Аристотель. Риторика. Поэтика. М.: Азбука-классика,

Правда, этот большой трактат имеет особую логическую направленность, что вполне естественно для теории красноречия как искусства убеждения. Аристотель определяет риторику как искусство убеждения, то есть то, которое использует возможное и вероятное в тех случаях, когда реальная достоверность оказывается недостаточной. Таким образом, аристотелевская риторика не довольствуется достоверным знанием, так как человеческая жизнь и человеческое общение не ограничиваются только точно проверенными силлогизмами, а, наоборот, полны неожиданных суждений и мыслей, придающих речи особую убедительность и даже воздействие на других людей и на целое общество.

В риторике Аристотеля, таким образом, объединяются процессы логические и нелогические, рациональные и иррациональные, как это и необходимо для передачи всего многообразия жизненной и творческой практики человека. Скульптура работы Лисиппа Риторика как искусство убеждения базируется у Аристотеля на диалектике, понимаемой им в данном случае специфически, а именно как логическое учение о вероятных умозаключениях, о том, что не обязательно существует на самом деле и не всегда соответствует нормам человеческого разума, а устремлено на нечто кажущееся, правдоподобное, возможное, условное, но отнюдь не осуществленное и абсолютно завершенное.

Аристотель, исследуя область риторики, погружается в область чистой возможности, то есть той, которая специфична для всякого художника и всякого человека, переживающего художественное произведение. Таким образом, риторика, по убеждению Аристотеля, — это то же искусство, то же творчество, воздействующее на действительность во всем ее становлении и во всех ее возможностях.

Аристотель не ограничивает риторику только учением об ораторском искусстве или о красноречии вообще. Задача риторики — искусство убедительно говорить на основе методов внелогических доказательств, а потому риторика больше всего применима к художественной области и творчеству, имеющему мало общего с формальной техникой оратора , то есть техникой красноречия.

Шпаргалка: Риторическое учение Аристотеля

Деловая риторика Дальнейшее развитие риторики в античный период было связано с категорией истины. Попытки создания идеальной риторики, свободной от элементов софистики, начали предприниматься уже в - вв. Софистам пытались противостоять самые крупные философы. Постоянные диспуты с ними вел Сократ. В традициях Сократа, Платона и Аристотеля риторика рассматривается не как средство убеждения кого угодно и в чем угодно1, но как способ постижения истины, и такая позиция соответствует этическим нормам.

Книга Аристотеля «Риторика» — это трактат, который изучал Наши эмоции — страх, надежда, злость — влияют на наши решения.

Теория риторики - Теория ораторского искусства Аристотеля Страница 6 из 66 Теория ораторского искусства Аристотеля. Сочинения Аристотеля охватывают весь спектр наук и искусств, существовавших в то время. Она состоит из трех книг: В качестве обязательных структурных частей речи Аристотель называет предисловие, обвинение и способы его опровержения, рассказ — изложение фактов, доказательства, заключение. Свои рассуждения он подтверждает ссылками на классических ораторов, гомеровский эпос, на трагиков.

Труды Аристотеля по риторике оказали огромное влияние на дальнейшее развитие теории красноречия. В период эллинизма окончательно определяются пять составных частей риторики как необходимые и взаимосвязанные этапы ораторской деятельности: Находки, советы, рекомендации и положения древнегреческой риторики сохранили свое значение и в настоящее время; они представляют не только историко-культурный, но и практический интерес в деле обучения ораторскому мастерству, в его совершенствовании. Римское ораторское искусство было связано прежде всего с практическими сторонами жизни, с частным и государственным правом, с общественной и политической борьбой в республиканском Риме.

Первым римским оратором и писателем считается Аппий Клавдий Цек Слепой. Он был цензором, а впоследствии консулом, прославился речью против перемирия римлян с эпирским царем Пирром в х гг. К его содержательным речам эпиграфом можно поставить им же сказанные слова, обращенные к молодому оратору: Прекрасными ораторами были братья Гракхи, Гай и Тиберий. Роль публичного слова в Риме особенно возрастает на рубеже и вв.

Реферат: Риторическое учение Аристотеля

В нём систематически изложены теоретические основы риторики. К риторике Аристотель относился как к неизбежному злу, порождённому общей испорченностью нравов имеется в виду демос - те, кто заседал в народном собрании Афин и принимал решения голосованием, слушая недобросовестных ораторов. Он считал, что истина сама по себе убедительна, если бы слушателями были люди разумные, а процедуры принятия решений — справедливыми.

Аристотель обучал искусству правильного рассуждения. Он разрабатывал проблемы логики: Риторика отличается от аналитики и диалектики прикладным характером, так как она предназначена для того, чтобы не просто правильно рассуждать, но ещё и убеждать людей.

Теория риторики ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН История риторики. с разбором каждой “страсти” (гнев – милость, любовь – ненависть, страх – надежда.

К примеру, герой коме дни Аристофана крестьянин Дикеополь в притворном страхе пове ствует: В отрывке из комедии Эвполида сохранилсз Другой восторженный отклик: Его уста осеняла богиня Пейто — так очаровывала его речь, что и; всех ораторов лишь его жало язвило души слушателей. Перикл принадлежал к типу ораторов, привлекавших слушателе! Об этом сообщае- Плутарх, утверждая, что на призывы из толпы Перикл нередко отказывался говорить, ссылаясь на то, что не успел подготовиться1.

В период наивысшего подъема демократии в Афинах популизм был чужд ее вождю. По рассказам того же Плутарха, на ораторской трибуне Перикл держался спокойно и с достоинством; во время речи выражение его лица почти не менялось, он не прибегал к жестикуляции, выражался сдержанно и никогда не смеялся на трибуне, не смешил народ какими-либо забавными рассказами или выходками.

Риторическое учение Аристотеля (384 — 322 гг. до н.э.)

Список использованной литературы Краткая история доаристотелевской риторики. Ораторское искусство Греции века. Начало культивирования устного слова было положено софистами, которые, будучи сами выдающимися мастерами красноречия, обучали и других этому искусству. Они основали школы, где за плату каждый желающий мог узнать правила построения речи, надлежащей манеры ее произнесения, эффектной подачи материала.

В Афинах, центре культурной жизни Эллады, все видные политические деятели были превосходными ораторами.

Аристотель Поэтика. Риторика. Школа ораторского искусства потому что есть надежда легче иметь успех в таком деле. И то, чего не сделает ни.

По популярности По новизне Басни употребляются в народных собраниях; они имеют ту хорошую сторону, что подыскать в прошедшем факты, подобные [данному случаю], трудно, басни же [подыскать] легче; их следует сочинять, как и притчи, если кто может видеть сходные черты, а это легче делать с помощью философии. Легче подыскать [примеры] из области вымысла, но полезнее посоветовать что-нибудь, опираясь на факты, ибо по большей части будущее подобно прошедшему.

Точно так же и вам, мужи самосские, этот человек не может больше причинить вреда, потому что он богат. Если же вы умертвите его, то явятся другие, бедные, которые, расхищая общественное достояние, разорят вас. А Эзоп на острове Самосе, защищая демагога, которого осуждали на смерть, рассказал, как лисица, переправляясь через реку, попала в обрыв; не будучи в состоянии выбраться оттуда, она долго там страдала, и в нее впилось множество клещей; еж, пробиравшийся мимо, увидев ее, сжалился над ней и спросил, не вытащить ли из нее клещей, но она не согласилась на это и на вопрос — почему?

И то, что бывает предметом наук и искусств, может быть, и бывает, и возникает. Возможно также начало того, конец [чего возможен], ибо все возникает с начала. И если может возникнуть последующее по бытию или по возникновению, то возможно и предыдущее: И если [возможно возникнуть] ребенку, возможно и мужу, ибо первое есть начало. Подобным же образом [они относятся] и к гневу, и к желанию.

Аристотель о риторике

После подчинения Греции Филиппу Македонскому Аристотель согласился быть воспитателем его сына — Александра Македонского, ставшего впоследствии знаменитым полководцем. В последние годы жизни Аристотель основал в Афинах собственную школу, которую называли Ликей. Утром там занимались философией, после обеда — риторикой.

В понимании страха с Аристотелем расходится Августин2. У него 1 Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. Минск, из причин страха или надежды, в результате аффект страха тесно связан с .

Риторический анализ судебной речи Ф. Плевако по делу П. Качки Список литературы 1. Риторическое учение Аристотеля Современник Демосфена Аристотель Стагирит подвел итог развитиюклассического греческого красноречия в трактате"Об искусстве риторики", или"Риторика", написанном около г. В отличие от предшествующих софистических руководств, к примеру, техне Корака и Тисия, построенных по принципу хрестоматий, где лучшие образцы риторического искусства предназначались для заучивания неофитами, Аристотель создал стройное теоретическое учение о принципах достижения прекрасного в области словесного творчества.

Однако там, где надо было показать, как именно, должно выглядеть художественное произведение, они решали вопрос эмпирически, то есть сочиняли что-либо и говорили читателю: С подобной инструктивной целью составлен, например,"Бусирис" Исократа. Аристотель поднялся на голову выше своих предшественников; он не только учел и обобщил сделанные ими наблюдения, но и предложил формулу сущности поэтического жанра и свод требований, которым должны удовлетворять разные аспекты поэтического произведения".

Оба трактата Аристотеля"Поэтика" и"Риторика" составляли целостное учение об идеальной норме словесного выражения только в"Поэтике" Аристотель больше внимания уделял поэтическим,"художественным" жанрам — эпосу и трагедии, а в"Риторике" обратился непосредственно к теории аттической прозы — опыту ораторского искусства, накопленного в течение полутора столетий практикой греческой риторики. В противовес своему учителю Платону, который возмущался ловкостью ораторов, умевших убеждать в чем угодно без подлинного знания сути, Аристотель настаивал на естественной убедительности истины, а в ораторском искусстве видел способ сделать эту истину наиболее очевидной большинству людей:

Метафизика Аристотеля [Объект 22]